В техническое оснащение современных авто обязательно входит генератор. Агрегат служит для преобразования механической энергии, создаваемой мотором, в ток, заряжающий аккумулятор. Генератор и регулятор напряжения создают генераторную установку автомобиля. Нынешняя автомобильная техника обычно оборудуется преобразователями энергии переменного тока по причине их отменных эксплуатационных параметров.

Исправный автомобильный генератор в процессе работы выполняет 2-а условия:

  1. Выдаваемая электроэнергия имеет характеристики, не дающие возникнуть прогрессивному разряду АКБ;
  2. Напряжение в бортовой сети машины, поддерживаемое генератором, характеризуется стабильностью при любой частоте и нагрузке.

Генераторы различных моделей имеют схожие конструктивные особенности, отличаясь друг от друга лишь размерами, качеством изготовления и конфигурацией.

Главные детали генератора автомобиля:

  • детали генератораКорпус. Элемент представляет собой сборную конструкцию, состоящую из двух крышек. Материалом его изготовления, как правило, служит алюминий. Корпус предназначен для защиты внутренних механизмов генератора и его крепления на моторе машины, а также служит основанием для статорной обмотки. В крышках располагаются подшипники, необходимые для крепления ротора;
  • Обмотка статора. Деталь изготовлена из медной проволоки, уложенной в канавках сердечника, который производится из трансформаторного железа;
  • Выпрямительный мост. Элемент состоит из 6-ти диодов. Они запрессованы по три штуки в плюсовой и минусовой теплоотводы;
  • Реле регулятор. Устройство служит для контроля и регулирования напряжения на выходе генератора;
  • Ротор. Металлический вал, представляющий собой электромагнит с одной обмоткой;
  • Щеточный узел. Деталь представляет собой съемную пластиковую конструкцию. Внутри нее находятся щетки.

Оценка исправности генератора машины

Цифровой тестер всегда поможет оценить надежность работы автомобильного преобразователя энергии. Годное устройство выдает напряжение на выходе в летний период около 13,6 В и 14,2 В в зимние месяцы. Этого тока достаточно для подпитки аккумулятора и поддержания его в заряженном состоянии, а также для снабжения электроэнергией бортовой сети.

Падение выходного напряжения меньше 13,4 В выглядит тревожным звоночком о возможных поломках в генераторе. Повышение выходного напряжения до 15 В и более говорит о неполадках в реле регуляторе или проблемах в «земляных» соединениях. Все проверки нужно производить в режиме холостого хода автомобиля с включенным дальним светом.

Классификация поломок генератора авто

Дефекты преобразователей энергии делятся на механические и электрические поломки. В первом случае причиной неисправности может служить:

  • Изнашивание подшипников, приводящее к стопору ротора;
  • Перекос ротора, влекущий за собой деформацию статора.

Во втором случае причиной выхода агрегата из строя могут служить:

  • Перегрев и выгорание диодов выпрямительного моста;
  • Разрыв роторной обмотки возбуждения;
  • Сгорание обмотки;
  • Прочее.

Основанием явления, известного как перезарядка, обычно является дефект реле регулятора или межвитковое замыкание ротора. Недостаток зарядного тока может быть следствием перегорания диодов, отсутствия первичного возбуждения генератора и прочих поломок.

Правильная температура поверхности генератора автомобиля

Генератор располагается вблизи двигателя машины, что приводит к его дополнительному нагреву. Поэтому трогать устройство открытой рукой нужно с осторожностью. Нормальная температура генератора при работающем моторе колеблется в диапазоне 60-90 градусов и может возрастать до большей величины при возрастании рабочих нагрузок на генератор, например, включение кондиционера, дальнего света, обогрева сидений и стекол. Да, большие температуры вряд ли идут на пользу устройству, но 90 градусов считается нормой для генератора, выдающего в систему ток силой 90-120 А.

Обычно перегрев автомобильного генератора происходит при монтаже на машину дополнительного оборудования. Неучтенные приборы во время своей работы приводят к увеличению нагрузки на генератор, особенно на малых оборотах мотора, что ведет к увеличению температуры нагрева преобразователя энергии.

Иногда перегрев генератора происходит по причине пробоя одного из плеч диодного моста. Чрезмерно греющуюся фазу легко выявить из-за изменения цвета ее изоляции.

Проверка надежности статора и моста диодов генератора автомобиля

Осмотр статора и диодного моста начинается с отсоединения выводов одного от другого. Затем происходит визуальный осмотр отключенных элементов, по ходу которого фиксируется отсутствие или наличие следов окисления, горения, и механических повреждений. Далее с помощью тестера проверяется сопротивление изоляции статора, которое должно быть не ниже 20 МОм. Показатель менее 50 КОм свидетельствует о скором выходе статора из строя. В качестве следующего шага проверки производится испытание обмотки на обрыв.

Контроль диодов выпрямительного моста происходит последовательно, сначала проверяются все детали в минусовом теплоотводе, затем в плюсовом или наоборот. Диоды подвергаются стандартным проверкам на обрыв и КЗ.

Выявить поломку генератора можно самостоятельно, имея необходимые навыки. Но чтобы избежать ненужных проблем, рекомендуется обращаться к профессионалам.

Отремонтировать генератор быстро и надежно вы можете в СТО Дизель Карс

Позвонить