Акция

Распечатай талон
и получи бесплатную компьютерную диагностику!

Распечатать талон

Сажевый фильтр (СФ) защищает атмосферу от выхлопов дизельного двигателя. СФ снижает вырабатываемое количество сажи до 90%. Его спроектировали в начале 2000-х годов, когда к экологичности машин стали предъявлять серьезные требования. С 2001 года фильтр устанавливают во всех автомобилях.

sazhevyj filtr

Устройство и принцип работы сажевого фильтра

Это керамический блок, который состоит из множества каналов. Эти тончайшие каналы из карбида кремния соединены между собой и расположены в шахматном порядке. На их концах — заглушки.

Сажа попадает в фильтр и задерживается внутри. В результате из него выходят отработанные газы (ОГ) практически без сажи. Не фильтруются только самые мелкие частицы, размером от 0,1 до 0,5 мкм, что составляет 5-10% от общего числа. В автомобиле СФ размещают в металлическом корпусе после турбины или катализатора.

Регенерация сажевого фильтра

Со временем фильтр забивается — наполняется сажей и препятствует свободному выхлопу. Это сказывается на мощности двигателя. Для того чтобы устройство продолжало выполнять свою задачу без замены, существует алгоритм его автоматической очистки — регенерация. Ее механика проста: частицы сажи нагреваются и окисляются, превращаясь в углекислый газ, который выходит вместе с другими ОГ.

Как это происходит:

  • Датчик давления ОГ, установленный перед СФ, передает сигнал блоку управления.
  • По величине давления газов блок управления определяет степень засорения фильтра.
  • Блок нагревает фильтр, контролируя его температуру с помощью температурного сенсора.
  • Запускается режим регенерации.

Сажевый фильтр нагревается до 600 °С и выше. В итоге сажа сгорает и выбрасывается в окружающую среду, а фильтр — очищается. Этот процесс контролирует датчик давления ОГ.

Водители практически не замечают, как проходит регенерация — процесс автоматический. Запускается при движении: когда обороты двигателя выше холостого хода и мощности работающего мотора достаточного для продувки СФ. Если регенерация уже запущена, глушить двигатель нельзя.

А если фильтр все-таки забьется?

Бывает, что владельцы дизельных автомобилей не могут обеспечить нормальный режим очистки: мало ездят, постоянно прерывают запущенную регенерацию.

В результате СФ забивается, что приводит к следующим последствиям:

  • Мощность мотора снижается, расход топлива — повышается.
  • Снижение КПД двигателя иногда приводит к его перегреву в жаркую погоду.
  • Ресурсы двигателя снижаются, и он изнашивается.

Чтобы избежать неприятных последствий, не забывайте проверять состояние СФ каждый раз, когда проходите техобслуживание. Если нужно, мастер на СТО сделает или принудительную регенерацию сажевого фильтра, или заменит его на новый.

Некоторые автовладельцы идут на риск: полностью удаляют устройство из системы. Машина в этом случае переходит на аварийный режим и ограничивает свою мощность. Это сказывается на динамике и комфорте управления автомобилем.

Сажевый фильтр был придуман для того, чтобы воздух стал чище. По сути, это часть глушителя, которая очищает выхлопные газы. Только в отличие от катализатора, он борется не с отработанными газами, а с сажей.

Позвонить